С 1 сентября 2012 года во всех общеобразовательных учреждениях России обучающиеся 4-х классов начали изучать курс "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ).
По результатам анкетирования родителей в МБОУ СШ №5 все родители (законные представители) обучающихся 3 класса выбрали модуль "Основы православной культуры" на 2018-2019 учебный год. Учебник "Основы православной культуры 4-5", автор Кураев А.В.
Основы религиозных культур и светской этики (ОРКСЭ) — учебный предмет, включённый Министерством образования и науки Российской Федерации в школьную программу в качестве федерального компонента во всех регионах с 2012 года.
Предмет включает 6 модулей:
-
"Основы православной культуры"
-
"Основы исламской культуры"
-
"Основы буддийской культуры"
-
"Основы иудейской культуры"
-
"Основы мировых религиозных культур"
-
"Основы светской этики"
Основы религиозных культур и светской этики – это такой же обязательный предмет, как русский язык, литературное чтение или математика.
Изучение Основ религиозных культур и светской этики направлено на достижение следующих целей:
-
развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества; формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
-
знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; осознание ценности человеческой жизни;
-
воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.
Задачи учебного курса ОРКСЭ:
-
знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
-
развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
-
обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;
-
развитие способностей младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
При преподавании курса ОРКСЭ предполагается безотметочная система оценки. Оценка результатов образования детей по модулям предусмотрена в основном в рамках последнего, завершающего раздела курса, в форме индивидуальных и коллективных творческих работ учащихся и их обсуждения в классе.
Выбор 4-го класса для преподавания курса ОРКСЭ обусловлен несколькими причинами:
-
социально-психологические особенности обучающихся данного возраста (бесконфликтность, мягкость, доброта, сопереживание) созвучны содержанию курса ОРКСЭ;
-
к 4-му классу, как правило, установлены доверительные взаимоотношения между учителем начальной школы, обучающимися и их родителями, что способствует эффективности усвоения курса ОРКСЭ;
-
в 4-м классе отсутствует дополнительная умственная и эмоциональная нагрузка, вызванная увеличением количества изучаемых предметов на второй ступени обучения, сменой педагогов и другими факторами.
Образовательное учреждение на основе определения образовательных, культурных и религиозных потребностей обучающихся и их родителей (законных представителей), а также собственных возможностей организации образовательного процесса самостоятельно определяет перечень модулей учебного курса ОРКСЭ, предлагаемых для изучения.
Учебный курс ОРКСЭ является единой комплексной учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс в границах учебного курса, а также в системе содержательных, понятийных, ценностно-смысловых связей учебного предмета с другими гуманитарными предметами начальной и основной школы.
Основные особенности:
Преподавать данный курс в школе будут светские педагоги;
Курс имеет не вероучительный, а культурологический характер;
Содержание всех модулей комплексного учебного курса подчинено общей цели – воспитанию личности гражданина России посредством приобщения его к нравственным и мировоззренческим ценностям.
Содержание всех модулей группируется вокруг трёх базовых национальных ценностей: 1) Отечество, 2) семья и 3) культурная традиция. На этих базовых ценностях будет осуществляться воспитание детей в рамках нового курса.
Новый курс организован таким образом, что школьники, выбравшие для систематического изучения определённый модуль, получат общие представления и о содержании других модулей;
Предусматривается, что на нескольких последних уроках учащиеся одного класса будут работать вместе. На этих уроках они будут представлять свои индивидуальные и коллективные творческие работы по итогам изучения того или иного модуля;
Изучение курса завершается большим общим школьно-семейным праздником, посвященным Дню народного единства, который отмечается 4 ноября. Единство и согласие через диалог культур и есть ощутимый результат учебно-воспитательного процесса в рамках нового курса.
Письмо Министрерства образования Нижегородской области от 18 января 2016 года № 316-01-100-83/16-0-0 "О направлении Регламента выбора родителями (законными представителями) обучающихся модуля ОРКСЭ" (скачать, 3,2 Мб)
Приказ о введении комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской
этики" в общеобразовательных учреждениях Володарского муниципального района" (скачать, 42 Кб)
Письмо о направлении тематического планирования учебного предмета "Литературное чтение" (4 класс) (скачать, 241 Кб)
Письмо об организации работы по выбору модуля в рамках учебного курса ОРКСЭ от 14 февраля 2012 года № 316-01-52-412/12 (скачать, 41 Кб)
Письмо об особенностях введения учебного курса ОРКСЭ в 2012-2013 учебном году от 04 мая 2012 года № 316-01-52-1474/12 (скачать, 39 Кб)
Письмо о введении комплексного учебного курса ОРКСЭ (скачать, 41 Кб)
Письмо о методическом сопровождении введения комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" (скачать, 52 Кб)
План введения курса ОРКСЭ в Володарском муниципальном районе (скачать, 20 Кб)
№ п/п |
Наименование документа |
Файл/ссылка |
1 |
Приказ по школе от 20 марта 2021 года № 46-уд "Об итогах выбора модулей ОРКСЭ" |
скачать, 1,1 Мб |
2 |
Приказ по школе от 18 марта 2020 года № 72 "Об итогах выбора модулей ОРКСЭ" |
скачать, 1,7 Мб |
3 |
Приказ по школе от 01 марта 2019 года № 149 "Об итогах выбора модулей ОРКСЭ" |
скачать, 1,7 Мб |
4 |
Приказ по школе от 18 мая 2018 года № 179 "Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в МБОУ СШ №5" |
скачать, 307 Кб |
5 |
Приказ по школе от 19 мая 2017 года № 168 "Об организации изучения основ религиозных культур и светской этики в МБОУ СШ №5" |
скачать, 327 Кб |