Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя школа № 5

Открытый урок

 

 

Урок по ОРКСЭ в 4 классе

Разработала

Шарова Галина Константиновна

учитель начальных классов

МБОУ СШ №5 р.п. Центральный

Володарского р-на Нижегородской области

 

Тема урока: «РОД И СЕМЬЯ – ИСТОК НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ»

Цель: создать условия для осознания и осмысления нового материала.

Задачи:

  • образовательные: знакомство с семьей, как частицей рода, активизация терминов род, фамилия, родословная;

  • развивающие: формирование чувства компетентности в сфере творческой деятельности, развитие речи, умения анализировать;

  • воспитательные: на конкретных примерах раскрыть важность и необходимость для каждого члена семьи любви, уважения, взаимной помощи, согласия, мира в семейной жизни.

Планируемые результаты:

  • дать начальные представления о моральных нормах поведения и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями.

  • дать начальное представление о правах и обязанностях человека, семьянина, товарища.

Технология: использование ИКТ как средство оптимизации процесса обучения.

Методы обучения: практические, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы, словесные, наглядные, репродуктивные.

Методы познания: сравнение, синтез, самостоятельный поиск учащимися новых знаний.

Оборудование: мультимедийный проектор; раздаточный материал (скачать, 12 Кб)

 

Ход урока

1. Организационный этап (скачать презентацию, 7,6 Мб)

Слайд № 1 (прослушивание фрагмента песни «Дружная семейка»):

- Какие чувства, мысли возникли у вас при прослушивании этой песни?

- Почему в песне упоминаются ромашки?

Ромашка - символ семьи,  верности, любви.

Как вы думаете, почему?

Слайд №2

А знаете ли вы, ребята, что у нас в России есть  праздник семьи. Он отмечается 8 июля,  в день памяти  святых Петра и Февронии Муромских, чья семейная жизнь стала примером для многих людей. Слайд №3

(выступление ученицы о городе Муроме и святых Петре и Февронии.)

2. Определение темы урока

- Какова тема сегодняшнего урока? Слайд №4

- Что мы узнаем на уроке?

3. Усвоение новых знаний. Работа над понятиями «семья», «род», «фамилия»:

Тема нашего сегодняшнего занятия  «Род и семья».

Семья. Как греет душу это слово! Оно напоминает о ласковом голосе мамы, о заботливой строгости отца. В семье вы желанные  дети. Здесь вас нарекли святым именем.

Семья - что в жизни есть важнее?
Тепло родных и нежных рук...
Нет в мире ближе и добрее,
Здесь всё простят и всё поймут!   Слайд №5

Семья существует уже тысячи лет. И все знают, что жить в семье лучше,  чем без семьи.

Но что такое семья?  Как вы понимаете это слово? Слайд №6

Вставьте недостающие слова

Кто важней всего на свете? Слайд №7

Знают взрослые и ……-

Наша дружная ……. ,

Это ……. ,   это …..    ,

И, конечно, это …..   !

- А кто еще, кроме мамы, папы и детей, входит в семью? Вот какое определение есть в словаре Ушакова:

«Семья – это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних родственников, живущих вместе». Слайд №8

Как называют этих людей?

- Подберем однокоренные слова к слову «родственник»? Какой корень у этих слов?

- Что, по-вашему, обозначает слово «род»? Слайд №9

 

Род - совокупность родственников, объединенных одной фамилией.

- Кто объединяет весь род? Слайд №10

- По какому признаку различается один род от другого? Слайд №11-12

Работа с учебником стр. 38.

-  О каких еще символах рода говорится в учебнике?

4. Знакомство с родовым древом (сообщение ребенка). Слайд №13

Чтение стихотворения учащимся.

Я не просто живу,

Я, подобно реке,

Начинаюсь в затерянном далеке.

Но, всему вопреки,

Вьётся ниточка кровная.

Где ж мои родники,

Отвечай, родословная.

В. Шефнер

- Что говорится о родословной в учебнике? Зачитайте.

Для чего нужно знать свою родословную?

Древо человеческих жизней – бесценная история рода

Издавна одной из традиций  в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную. Эта традиция возвращается и в современные семьи.

- Выступление ученика о своей родословной.

- Рассмотрим в учебнике родословное древо А.С Пушкина.

Работа в группах Слайд №14

Укажите  последовательность родственных связей в семье:

(На листе разложить карточки со словами)

Сын   мать   бабушка   прабабушка правнук   внук   

5. Определение общечеловеческих семейных ценностей:

Игра «Найди свою половинку» (в парах) Слайд №15-16

Составьте пословицы (Карточки с частями пословиц)

Пословицы:

  • Согласную семью и горе не берет

  • Семья в куче – не страшна и туча

  • На что клад, когда в семье лад

6. Физкультминутка

- А сейчас мы проведем очень коротенькую игру. Встаньте рядом с партой на одну ногу, руки вытяните вперед. А теперь встаньте парами, лицом друг к другу. Снова встаньте на одну ногу, но в парах  возьмитесь за руки.

- Когда было легче удержаться на одной ноге?

- Почему в паре легче, как думаете?

- Что вам помогло?

- Да, поддержка человеку нужна всегда, особенно она необходима в семье.

7.  Знакомство со сказкой (инсценировка учащимися)

Расцвел белый Цветок. Летали над ним пчелы и шмели, брали нектар. В Цветке сорок два Лепестка. И вот один Лепестоквозгордился: «Я самый красивый. Без меня Цветок не цветет. Я самый главный. Вот возьму и уйду – что мне?»

Поднатужился лепесток, вылез из Цветка, спрыгнул на землю. Сел в кустике розы и смотрит, что будет делать Цветок. А Цветок   улыбается солнышку, зовет к себе шмелей и пчел. Пошел Лепесток, встречает Муравья.

- Ты кто? – спрашивает Муравей.

- Я Лепесток. Самый главный. Самый красивый. Без меня и  Цветок  не цветет.

- Лепесток? Знаю лепесток в цветке, а на двух тоненьких ножках, как ты – не знаю.

Ходил Лепесток, ходил, а к вечеру засох. А Цветок цветет. Цветок и без одного лепестка – цветок. А лепесток без цветка – ничего.

- Почему погиб Лепесток?

- А как мы можем применить эту сказку к жизни человека?

В семье точно также все связаны друг с другом, и только все вместе сильны. Только в семье, в единстве с родственниками человек счастлив по–настоящему.

Не допускай ты розни в отчем доме,
Пусть весь твой род одной семьёй живёт!
Соломинку и муха переломит,
А сноп порой и лошадь не сомнёт!

8. Закрепление полученных знаний

Моделирование макета пирамиды «Семейные ценности» Слайд №17

Запись понятий в тетрадь: семья, фамилия, род, родословная, семейные ценности.

9. Рефлексия

На чем держится семья?  Притча "Ладная семья"

Жила-была на свете семья. Она была непростая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село.Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи: « Расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье». Тот взял лист бумаги и стал  что-то писать, писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

  • любовь;

  • прощение;

  • терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

Оформление ромашек (на лепестках написать, чем сильна семья)

Ромашки прикрепляют на доску

- Что же самое главное в жизни для каждого из нас?

- Почему же ромашку называют символом семьи, любви и верности?

« В России будет пустыня, если семья не станет святыней» Слайд №18

10. Домашнее задание Слайд №19:

- Рассказать членам семьи и друзьям о семейных ценностях, спросить,  какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.

- Написать мини – сочинение или нарисовать картинку  на тему: «Моя семья самая лучшая!»

- Прочитать §18

Дата последнего обновления страницы 02.12.2019
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»